Перспективно – тематическое планирование уроков литературы

2006 -2007 учебный год

I четверть

Всего 18 ч.  Соч. – 1    Р.к. – 2 ч.

№ п/п

Дата

Название раздела Тема урока (круг чтения).

Цель        урока

Знания о литературе.

Формы деятельности учащихся.

Отслеживание уровня обученности

1

2

3

4

5

6

 

1

 

Введение (1 ч.)   Писатели о роли книг в жизни человека и общества.

Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.

Искусство.

Слушание, беседа. Чтение статьи.

Знать определение тропов.

2

 

Славянские мифы (1 ч.)   Языческие представления о Земле и ее создании. Верования древних славян. Миф «Сотворение земли».

Познакомить с календарными мифами.

Миф.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

Ответ на вопрос уч. стр.8, в. 2.

3

 

Устное народное творчество.  Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).

Обучение устному Пересказу.

Фольклор. Жанры фольклора

Слушание, беседа. Чтение статьи.

Пересказ очерка уч. стр. 9-

4

 

Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло. Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.

Познакомить с волшебной сказкой, выявить народную мораль в сказке.

Постоянные эпитеты, сказочные формулы.

Выразительное чтение, выборочный   пересказ.

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

5

 

Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа.  Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания.

Познакомить с волшебной сказкой героического содержания

Гипербола. Героическая сказка

Пересказ. Чтение. Составление плана

Выборочный   пересказ.

6

 

Тема  мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

Осмысление содержания сказки, развитие навыков художественного пересказа

Вариативность народных  сказок

Пересказ, беседа  по содержанию.

Составить план – характеристику героя.

7

 

Р.р.  Рассказ - характеристика сказочного героя. «Иван-крестьян-ский сын - защитник родной земли».

Формирование умения  грамотно владеть письменной речью.

Тема, средства характеристики героя. 

Создание творческой письменной  работы

Выразительное чтение. Письменная

8

 

Р.к.  Изображение жизни казаков в «Сказках Тихого Дона» П. Лебеденко

Выявить как изображена жизнь казаков в «Сказках Тихого Дона» П. Лебеденко. Воспитывать интерес к литературе Дона.

Литературная сказка.

 

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

Выразительное чтение, стр.39~43

9

 

Древнерусская литература (2 ч.) Возникновение древнерусской литературы.  Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».

Познакомить с возникновением письменности на руси, начать знакомство с древнерусской литературой.

Летопись

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

Стр.39, статья о древней русской литературе

10

 

Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Показать особенности языка  повести, учить работе с текстом произведения.

 

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

Стр.42, вопросы 1-3

11

 

Из   литературы 18 века. Научные знания в поэтической форме в стихотворении М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».

Дать представление ожизни и творчестве  М. В. Ломоносова, показать своеобразие поззии.

Юмор

Выразительное чтение.

В.2 , стр.4б, выучить наизусть  басню.

12

 

Из   литературы 19 века. Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Дать понятие басни, показать особенности жанра, Развивать   умение понимать иносказательный смысл  басен и их мораль.

Басня, аллегория, мораль  басни.

Выразительное чтение наизусть.

Выразительное чтение , уч. стр. 49-51

13

 

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне». Чтение и анализ басен.

Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Басня, аллегория, мораль  басни.

Беседа по прочитанному, выразительное чтение.

Стр.51, вопросы 1-3. Выучить басню наизусть

14

 

Р.к. Петров- Бирюк «Чтение Кутузовым  басни « Волк  на псарне».

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения. Воспитывать интерес  к литературе  Дона

Басня.

Пересказ, беседа

 

15

 

Особенности сюжета, языка сказки В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной  сказки

Показать особенности сюжета, героев сказки. Отличие литературной сказки от фольклорнрй.

Литературная сказка.

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

Уч. стр. 65, в. 3,4.

16

 

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

Познакомить с особенностями жанра и языка писателя.

Баллада. Оособенности жанра.

Беседа по прочитанному, чтение и комментирование.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

17

 

А. С. Пушкин. Сюжеты и образы народных сказок в Прологе. Пролог  к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина  сюжетов. 

Начать знакомство  с творчеством Пушкина, проанализировать эпилог к поэме.

Поэма, пролог.

 

Выразительное чтение. Беседа по прочитанному.

Выучить наизусть отрывок.

18

 

Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка  о мертвой царевне и семи богатырях».  Истоки рождения сюжета. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.

Познакомить с истоками создания «Сказки  о мертвой царевне и семи богатырях» и ее содержанием.

Литературная сказка. Сюжет.

 

Чтение и проверка первичного восприятия Работа с учебником.

Читать сказку.

II четверть

Всего 14 ч.  Соч. – 1    Р.к. – 2 ч.

19

 

Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты.

Показать особенности стиха. Изобразительное  мастерство поэта.

Литературный герой.

Анализ поэтического текста.

Составить план сочинения.

20

 

Р.р. Отзыв на  самостоятельно прочитанную  литературную сказку.

Формирование умения грамотной письменной речи

Отзыв

Создание творческой письменной  работы

Дописать сочинение.

21

 

Р.к. Тема Дона в творчестве      А. С. Пушкина.

Воспитывать интерес  к литературе  Дона.

Поэзия

Беседа по прочитанному, выборочное чтение. 

Подготовить сообщение об Отечественной войне 1812 г.

22 -23

 

М. Ю. Лермонтов. «Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.  Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика -солдата  в  поэтическом повествовании.

На примере стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Бородино» учить работе с текстом произведения.

Рассказ в стихах. Литературный герой.

Беседа по прочитанному, литературный анализ текста.

«Бородино» - наизусть.

24

 

Н.А.Некрасов.  Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На  Волге». Особенности композиции. Авторские  рассуждения  о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.

Начать знакомство  с творчеством Н.А. Некрасова. Провести композиционный анализ стих. «На  Волге».

Поэзия. Композиция.

Беседа по прочитанному, литературный анализ текста, составление плана и работа с ним.

Подготовить рассказ о писателе.

25

 

Поэтический  образ русской женщины в отрывке из поэмы Н. А, Некрасова « Мороз, красный нос».

Чтение отрывка из поэмы  «Мороз – красный нос» и знакомство с образом русской женщины, воссозданным  Н.А. Некрасовым. 

Поэма

Беседа по прочитанному, выборочное чтение.

Наизусть отрывок из поэмы.

26

 

Н. В. Гоголь. Поэтизация  народной жизни, народных  преданий в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

 Рассказ  о писателе Сюжет  и  герои  повести.

Познакомить с особенностями сюжета и героев произведения.

Повесть, изобразительно-выразитель-ные средства речи.

 Рассказ  о писателе. Слушание, выразтель-ное чтение. Беседа по прочитанному.

«Заколдованное место». Читать.

27

 

Сочетание комического и трагического, реального  и фантастического в повести Н.В.Гоголя  «Заколдованное  место».

 Особенности языка  повести. 

Показать особенности языка  повести, учить работе с текстом произведения.

Повесть, изобразительно-выразитель-ные средства речи

Беседа по прочитанному, литературный анализ текста.

Донские   народные сказки о  нечистой   силе.

28

 

Р.к. Донские   народные сказки о  нечистой   силе.

Воспитывать интерес  к литературе  Дона.

Народные сказки

Выразительное чтение. Беседа по прочитанному.

Н.А.Некрасов. Рассказ  о писателе.

29

 

И. С. Тургенев. « Муму». История  создания рассказа. Непримиримое  отношение писателя к угнетению людей.

Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева повествователя 

Рассказ. Особенности композиции.

Рассказ о писателе. Знакомство с героями произведения.

Композиционные части повести

30

 

Герасим в деревне и в городе.

Сравнить душевное и физическое состояние героя в деревне и в городе; показать, какие перемены произошли с Герасимом.

Литературный герой.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения.

Подготовить ответы на вопросы.

31

 

Герасим и Татьяна.

Показать как добр, заботлив и великодушен Герасим в отношениях в Татьяной. 

Характеристика литературного героя

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

Ответить на вопрос в тетради.

III четверть

Всего 20 ч.  Соч. – 2    Р.к. – 2 ч.

32

 

Герасим и дворня

Показать через сопоставление Герасима с людьми его, окружающими его в доме барыни нравственное превосходство героя.

Характеристика литературного героя

 

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

Подготовить пересказ эпизода «Натиск на каморку Герасима».

33

 

Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник». Быль как литературный   жанр.   Мысль писателя  о дружбе   народов. Жилин и горцы

Дать общее представление о жизни-пути Л.Н.Толстого, учить анализу эпического произведения.

Быль как литературный   жанр. Идея, сюжет, рассказ.

Работа со статьей учебника, тестирование, аналитический пересказ.

Ответить на вопросы в тетради.

34

 

«Кавказский  пленник». Сюжет  и герои  произведения. Жилин и Костылин.

Обучение умению отбирать из текста материал для работы над текстом, развитие навыков сопоставительной характеристики героев.

Авторская позиция, идея, говорящая фамилия.

Работа с текстом.

Дописать таблицу

35

 

Р.р. Сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Формирование умения грамотной письменной речи 

Сопоставительная характеристика героев.

Создание творческой письменной  работы

Читать статью учебника, рассказ« Хирургия».

36

 

А. П. Чехов. « Хирургия». Юмористический и сатирический талант писателя.  Введение  понятий   «юмор» и «сатира».

Познакомить с биографией А.П.Чехова; ведение понятий «юмор» и «сатира».

«юмор» и «сатира».

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

Читать повесть    Чехова «Степь»..

37

 

Р.к. Образ Донской  природы в  повести А. Чехова «Степь».

Показать как изображена Донская природа  в  повести А. Чехова «Степь». 

Художественные средства

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

Сообщения о поэтах.

38

 

Русские поэты  о   Родине. А. Майков, А. Пушкин. Обучение анализу лирического  произведения.

 

Обучение выразительному чтению и связному ответу, представляющему анализ стихотворения, развитие любви к поэзии, навыков словесного рисования.

Тема, лирический герой,

художественные средства. 

Беседа по прочитанному, выразительное чтение, анализ лирического произведения

Выучить наизусть стихотворение.

39

 

А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов. Обучение анализу лирического  произведения.

Обучение выразительному чтению и связному ответу, представляющему анализ стихотворения, развитие любви к поэзии, навыков словесного рисования

Тема, лирический герой, художественные средства.  

Беседа по прочитанному, выразительное чтение, анализ лирического произведения

Выразительное чтение стихотворений.

40

 

Р.р. Контрольное  сочинение -размышление. « Настроение поэта, переданное через картины  осени, зимы, весны».

Формирование умения грамотной письменной речи

Тема, лирический герой, художественные средства.  

Создание творческой письменной  работы

 И. Бунин. Сообщение о писателе.

41

 

И. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе.

Показать, как раскрыта тема человека и природы в рассказе. Обучение словесному рисованию, выразительному чтению, развитие аналитических навыков

Тема, идея, рассказ, рассказчик.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

Сочинение-миниатюра на тему «Какое впечатление на меня произвел рассказ Бунина?»

42

 

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец.

Познакомить с биографией В.Г.Короленко, учить аналитическому пересказу, развивать навык выразительного чтения.

Повесть.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, аналитический пересказ, выразительное чтение.

С.42, в.2.

43

 

Жизнь среди серых камней. общение Васи с Валеком и Марусей.

Показать значение в повести общения Васи с Валеком и Марусей; развитие навыков комментированного чтения.

Деталь, контраст, авторское отношение, символ

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

Подготовить пересказ, близкий к тексту «История с куклой».

44

 

Труд и талант в рассказе А.И.Куприн. Рассказ «Тапер». Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Тапер»., развитие навыков комментированного чтения.

Рассказ

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

А.С. Серафимович «Маленький Шахтер». Читать.

45

 

Р.К. Изображение жизни детей в рассказе А.С. Серафимовича «Маленький Шахтер»

Знакомство с рассказом А. Серафимовича, развитие навыков комментированного чтения.

Рассказ

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения

Стр.57, вопросы 1-5, 8 письменно

46

 

Отражение в сказе П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» народных представлений о положительном герое.  Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка

Познакомить с жанром сказа, формировать навык аналитического пересказа.

Сказ.

Творческий пересказ

Подготовить художественный пересказ отрывка из сказки.

47

 

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.

Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

 

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

Письменный ответ на вопрос.

48

 

С.Я. Маршак. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».  Традиции народной сказки.

Углубление знакомства с жизнью и творчеством С.Я. Мар­шака; обучение анализу и чтению драматического произведения.

Пьеса-сказка

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

Подготовить выразительное чтение отрывка по выбору.

49

 

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

Обучение работе с драматическим текстом; развитие навы­ков выразительного чтения пьесы.

Пьеса-сказка

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

1. Чтение рассказа «Никита», стр.117, вопрос 6 (устно). 2. Индивидуально: сообщение о жизни А. Платонова.

50

 

Комментированное чтение рассказа А.П. Платонова «Никита»

Знакомство с рассказом А. Платонова, развитие навыков комментированного чтения.

Рассказ

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

 Комментирование заключительного эпизода ( с 116-117).

51

 

 «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Обучение комментированному чтению.

Обучение выборочному комментированию, развитие речи учащихся.

Рассказ

Комментированное чтение.

1. Прочитать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро». 2. Индивидуально: сообщения об авторе.

IV  четверть

Всего 16 ч.  Соч. – 2    Р.к. – 2 ч.

52

 

В.П. Астафьев Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его повеление в лесу

Знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обучение пересказу художественного текста; комментированное чтение тек­ста.

Рассказ, сюжет, герой произведения.

Комментированное чтение, словесное рисование.

На выбор учащихся: вопрос 7 или 8 (с. 144).

 

53

 

Человек и природа в рассказе  В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

 

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыка устного словесного рисования и комментированного чтения

Тема, проблема произведения, авторская позиция.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

Художественный пересказ понравившегося отрывка.

54

 

«Ради жизни па земле» Поэты о Великой Отечественной войне К. Симонов «Майор привез   мальчишку на  лафете». А. Твардовский « Рассказ    танкиста»

Обучение анализу и выразительному чтению стихотворения.

Тема, идея произведения, средства художественной изобразительности и выразительнсти.

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений.

55

 

Р.к. Война и дети - тема многих  стихотворений о войне в  творчестве донских  поэтов

Обучение анализу и выразительному чтению стихотворения.

Тема, лирический герой, художественные средства.  

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

56

 

« Родина, неяркая моя» в стихотворениях С. Есенин. И. Бунина, С А  Клычкова. Н. Рубцова.

Обучение анализу и выразительному чтению стихотворения.

Тема, идея произведения, средства художественной изобразительности и выразительнсти

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Наизусть стихотворение по выбору уч-ся

57

 

Сопоставительный  анализ стихотворений.Д. Кедрина «Аленушка». А. А. Прокофьева «Аленушка».

Провести сопоставительный  анализ стихотворений.Д. Кедрина «Аленушка». А. А. Прокофьева «Аленушка».

Тема, лирический герой, художественные средства.  

Выразительное чтение и сопоставительный анализ стихотворений.

Письменный ответ на вопрос.

 

 

С. Черный. «Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.

Обучение анализу художественного произведения малой формы.

Что такое юмор;

разновидности юмора;

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения.

Мини-сочинение «Мои любимые игры»

59

 

Из   зарубежной литературы. Подвиг героя баллады Стивенсона « Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в  поэзии писателя.

Познакомить с биографией Стивенсона; показать героический характер баллады; работать над выразительным чтением.

Тема, проблема произведения, авторская позиция

Выразительное чтение и частичный анализ баллады.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Прочитать.

60

 

Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Герой  на  острове. Тема путешествия в литературе.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыка устного словесного рисования и комментированного чтения

Сюжет, герой произведения.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения.

Г. X. Андерсен. «Снежная королева».

61

 

Г. X. Андерсен. «Снежная королева». Кай  и Герда. Мастер  слов и сказок.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыка устного словесного рисования и комментированного чтения

Литературная сказка

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

1. Прочитать отрывок из романа М. Твена « Приключения Тома  Сойера».2. Индивидуально: сообщения об авторе.

62

 

М. Твен. « Приключения Тома  Сойера». Том и Гек. Система  воспитания  и обучения. Гимн  детству.

Показать особенности системы обучения и воспитания в « Приключениях Тома  Сойера» М. Твена.

Герой литературного произведения

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

Подготовить рассказ о литературном герое

63

 

Д. Лондон. «Сказания  о Кише». Повествование  о мужестве, смелости, благородстве.

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыка комментированного чтения

Герой литературного произведения

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

М. Шолохов. « Нахаленок».

64

 

Р.к. Эпизоды  из  рассказа М. Шолохова « Нахаленок».

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыка комментированного чтения

Рассказ, сюжет, герой произведения.

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение.

 

65

 

Подведение итогов года.

 

 

 

 

66-68

 

Резрвные уроки.

 

 

 

 

                 

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 5 класса рассчитана на 68 часов и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание основных разделов курса; требования к уровню подготовки выпускников 5 класса; список литературы.        

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данная  программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·              воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·              развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·              освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·              овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета со­ставляют чтение и изучение художественных произведений, пред­ставляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и тео­ретико-литературных знаний, на определенных способах и ви­дах учебной деятельности.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечи­вающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.

В основе обучения литературе в 5 классе лежат следующие технологии:

- ориентированная на результат;

- обучения в сотрудничестве;

- проектного обучения.

          Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе.

Распределение учебного материала

Четверть

Всего часов

Из них

Роегиональный компонент

Сочинения

I

18

2

1

II

14

2

1

III

20

2

2

IV

16

2

2

Всего

68

8

6

Содержание программы

Введение.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Славянские мифы.

«Сотворение земли». Языческие представления о Земле и ее создании

Устное народное творчество.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Русские народные сказки.

«Царевна - лягушка». Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».

Из   Древнерусской   литературы.

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет».

Из   литературы 18 века.

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два  астронома  в пиру..»

Из   литературы 19 века.

И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и  ягненок», « Свинья   под дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В. А. Жуковский.

 «Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.

А. С. Пушкин. Пролог  к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка  о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра.  Понятие о стихотворной сказке.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История  Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Н.А.Некрасов. «На  Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. « Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

А.В. Кольцов

Стихотворение «Косарь»  Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Ф.И. Тютчев

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А.А. Фет

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них - у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И. С. Тургенев. « Муму».  Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Л. Н. Толстой. « Кавказский пленник»

А. П. Чехов. « Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

А.И. Куприн «Тапер», «Скворцы».

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов «Никита» .

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Русские поэты  о   Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.

Дети   и   война. К. Симонов « Майор привез   мальчишку на  лафете». А. Твардовский « Рассказ    танкиста»

Русские   поэты   20 века. Родине и родной   природе. Н. Рубцов « Родная   деревня».   Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев « Аленушка». С. Есенин. « Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу»

С. Черный. «Кавказский пленник »

Из   зарубежной литературы. Стивенсон. « Вересковый мед».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Г. X. Андерсен. «Снежная королева».

Ж. Санд. « О чем  говорят цветы?»

М. Твен. « Приключения Тома  Сойера».

Лондон. «Сказания  о Кише».

Региональный компонент

П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Петров- Бирюк «Чтение Кутузовым  басни « Волк  на псарне».

Тема Дона в творчестве А. С. Пушкина.

Донские писатели  о войне 1812 года.

А.С. Серафимович «Маленький Шахтер»

Война и дети - тема многих  стихотворений о войне в  творчестве донских  поэтов.

Эпизоды  из  рассказа М. Шолохова « Нахаленок».

 К концу 5 класса учащиеся должны

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

     уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста,
  • состав­лять тезисы и план прочитанного;
  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 Литература

  1.  «Литература. 5 кл.: учеб.-хретоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. –М.: Прсвещение, 2004»
  2. «Литература. 5 кл.: учеб.-хретоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. –М.: Прсвещение, 2002»
  3. «Литература Дона: Хрестоматия для чтения в 5-7 классах. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.»
  4. «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» / О. А. Еремина – М.: Издательство «Экзамен», 2006»
  5. «Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» /

 


По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Эл. адрес организации].
© [Название организации], 2002. Все права защищены.

 


Последнее изменение: 25.08.2010.

Сайт управляется системой uCoz