| |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (ЛИТЕРАТУРА)
I
четверть: всего по программе -18 час, Р.р. – 2 час. Р.к. – 1 час.
№ п/п |
дата |
Название раздела Тема урока (круг чтения) |
Цель урока |
Основные теоретико-литературные понятия |
Виды деятельности учащихся |
Культурно-экологический аспект |
Отслеживание уровня обученности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
Введение.
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература
как искусство слова. |
Продолжить формирование понятия о связи истории и литературы;
стимулировать развитие интереса к литературе; ознакомить с
учебником-хрестоматией |
Искусство. Литература. Историзм. Изобразительно-выразительные средства. |
Беседа.
Чтение. Конспект. Словарная работа, Монологический ответ. |
Мировая художественная литература. |
Пересказ. |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
2 |
|
Исторические песни как жанр устной народной поэзии, их художественное
своеобразие. Песни о ПетреI,
Ермаке, Пугачеве. |
Сформировать понятие о жанре исторической песни в русском фольклоре, о
художественном воеобразии песен.
Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
навыков выразительного чтения. |
Жанр УНТ,
фольклор, историческая песня, изобразительно-выразительные средства. |
Наизусть,
сообщения учащихся, беседа, выразительное чтение. Текстуальный анализ.
Словарная работа. |
Фольклор,
картины И.Билибина, В.Васнецова. |
Ответ на
вопросы Стр. 10, выразительное чтение песен. |
3 |
|
Русская
народная песня - отражение народного бытия, духовно-нравственных
ценностей; жанровые и художественные особенности лирической песни. |
Продолжить формирование понятия о жанре лирической песни в русском
фольклоре, о художественном своеобразии песен.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы
анализа литературного произведения. |
Жанр
лирической песни, изобразительно- выразительные средства. |
Работа с
учебником, беседа, выразительное чтение. Лингво- стилистический анализ.
Словарная работа |
Картины
В.Васнецова, Н.Репина. |
Анализ
лирических песен стр. 14, 15. Наизусть. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4 |
|
Р.к. Народные песни донского края, отражение в них
обычаев и нравственных устоев казачества. Изображение природы,
параллелизм. |
Понятие о своеобразии УНТ родного края, художественные
средства, особенности лексики.
Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
навыков выразительного чтения.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы
анализа литературного произведения. |
Фольклор донского казачества, песня, изобразительно-
выразительные средства, лексика. Параллелизм. |
Беседа, выразительное чтение. Текстуальный анализ. Лингво-
стилистический анализ. Конспекти- рование. Словарная работа |
Словарь донских говоров.
Фотографии природы донского края |
Анализ, выразительное чтение, составление словаря
донского диалекта. |
5 |
|
Р.р. Развернутый ответ на
вопрос учебника (стр. 16). |
Уметь составлять план, Развивать монологическую речь,
навыки письменного высказывания. Развивать устную и письменную речь.
Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. |
Изобразительно-выразительные средства. |
Создание ответа на вопрос. Составление плана. |
Картины В.Васнецова, Н.Рериха. |
Составление плана, монологический ответ на вопрос. |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
6 |
|
Древнерусская литература. «Домострой» - памятник
древнерусской литературы и педагогической мысли, установление норм
поведения человека в семье и обществе |
Понятие о древнерусской литературе, жанры древнерусской
литературы, особенности, художественное своеобразие. Продолжить формирование навыков выразительного чтения
как основы анализа литературного произведения.
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Жанры древнерусской литературы, особенности создания и
бытования, памятники. Параллелизм. |
Беседа, работа с учебником и словарем, выразительное
чтение. Исследование композиционного построения произведения.
Текстуальный анализ |
Словарь Даля, история отечества ХVII-ХVв. |
Ответ на вопрос учебника стр. 32. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7 |
|
Особенности житийного жанра древнерусской литературы на
примере «Жития Бориса и Глеба» |
Понятие об особенностях жития, изображение душевной
чистоты святых князей, их неукоснительное следование евангельским
заповедям.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими терминами.
Продолжить формирование навыков выразительного. |
Житие, изображение святых. Изобразительно-выразительные
средства. Жанры древнерусской литературы, особенности создания и
бытования, памятники. Параллелизм. |
Беседа, сообщение по теме урока. Исследование
композиционного построения произведения. Лингво- стилистический анализ.
Краткий пересказ. |
Библия, Евангелие, Возникновение христианства, крещение
Руси. |
Подбор материала по теме, пересказ с элементами анализа. |
8 |
|
Р.р. Рассказ -
характеристика героя. |
Продолжить формирование навыков монологической речи и письменного
высказывания. Развивать устную и письменную речь. Продолжить
формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. |
Характеристика героя. Изобразительно-выразительные
средства. |
План, создание текста, монологический ответ. |
Толковый словарь Даля, Ожегова. |
Характеристика героя, выразительное чтение, план ответа. |
ЛИТЕРАТУРА
XVIII века |
9 |
|
Литература XVIII века. Г.Р.Державин. «Памятник» мысли о
жизни, смерти, судьбе. Осознание значения собственного творчества. |
Сформировать понятие о классицизме,
его признаках; об
особенностях драматических произведений классицистического метода.
Понятие о роли поэта в развитии классицизма в литературе России.
Роль писателя в развитии литературы.
Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
навыков выразительного чтения. |
Ода. Художественный перевод. Изобразительно-
выразительные средства. Классицизм как метод.
Изобразительно-выразительные средства. |
Выразительное чтение, анализ стихотворения. Исследование композиционного
построения произведения. Эвристическая беседа |
Толковый словарь. Античное искусство. Классицизм как
метод в искусстве. |
Выразительное чтение, сравнительная характеристика 2-х
стихотворений. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ЛИТЕРАТУРА XIX
века |
10 |
|
Русская литература XIX века. .А.Жуковский «Сельское
кладбище». Мысль об одинаковой доле людей перед лицом смерти. Элегия -
начало поэтической деятельности поэта.
|
Продолжить формирование понятия об особенностях русской
литературы XIX века, о творчестве и личности А.Жуковского. Сформировать
понятие об элегии как жанре лирики. Обучение выразительному чтению
лирического произведения. Продолжить
формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с
литературоведческими терминами. Продолжить формирование навыков
лингвистического анализа текста. |
Лирика. Элегия. Образ героя лирического произведения,
композиция. Изобразительно-выразительные средства.
|
Выделение особенностей стихотворения жанра элегии. Анализ
поэтического текста. Словарная работа. Эвристическая беседа.
|
Русская литература ХIХ
в., ее особенности. Толковый словарь, словарь литературоведческих
терминов
|
Выразительное чтение. Заучивание наизусть .Подготовка
монологического ответа по теме урока. |
11 |
|
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Смысл названия. «Роман на старый лад»:
история создания. Жанрово-композиционные особенности произведения,
его проблематика.
|
Продолжить формирование личностного отношения к творчеству писателя;
понятие об истории создания произведения; смысл названия; Сформировать
понятие о жанрово-композиционном своеобразии и проблематике романа.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков
работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование
навыков лингвистического анализа. |
Эпос,
жанры эпоса, композиция, проблематика произведения. Сюжет, экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, эпилог, герой-рассказчик. Проблематика.
Изобразительно-выразительные средства. |
Монологический ответ, эвристическая беседа, выделение жанрово-
композиционных особенностей. Исследование композиционного построения
произведения. |
Репродукции портретов А.С.Пушкина, Е.Пугачева. Текст произведения
А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
|
Подготовка сообщений по теме урока. Выразительное чтение. Составить
цитатный план на тему: «От Гринева-недоросля до Гринева-жениха». |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
12 |
|
От
Гринева-недоросля до Гринева-жениха. Формирование характера и взглядов.
|
Сформировать понятие о становлении личности Гринева, процесс его
становления Продолжить формирование понятия об особенностях пушкинской
прозы; о роли иронии в раскрытии образа главного героя и идейного
содержания. |
Образ
героя произведения, портрет, речевая характеристика, ирония, особенности
эпического произведения. |
Беседа,
работа с текстом эпического произведения, выборочное, комментированное
чтение |
Фильм
«Капитанская дочка». Репродукции с рисунков П.В.Соколова «Обучение
солдат в Белогородской крепости» |
Выразительное чтение. Комменти-рованное чтение. Составление
плана-рассказа на тему: «Семьи Мироновых и Гриневых» |
13 |
|
Старинные
люди» в романе «Капитанская дочка» (семьи Мироновых и Гриневых)
|
Сформировать понятие о семейном укладе, жизни провинциальных дворянских
семей в России ХVIIIв.
и пушкинское отношение к ним. Продолжить формирование понятия об
особенностях пушкинской прозы.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими терминами. |
Сюжет,
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, герой-рассказчик.
Эпос, повесть, Авторское отношение. Особенности пушкинской прозы. Образ
героя произведения, портрет, речевая характеристика.
|
Беседа,
работа с текстом эпического произведения, выборочное, комментированное
чтение. Исследование композиционного построения произведения. Работа с
черновыми рукописями |
Фильм
«Капитанская дочка». Репродукции с рисунков П.В.Соколова «Обучение
солдат в Белогородской крепости» |
Отметить
в тексте Портретные и речевые характеристики Маши Мироновой,
Подготовить пересказ на тему: «Жизнь Маши Мироновой» |
14 |
|
Маша Миронова. Душевная стойкость, нравственная красота
героини. |
Сформировать понятие о месте образа Маши в романе, ее
нравственная и душевная красота. Продолжить формирование понятия об
особенностях пушкинской прозы;
навыков анализа эпического произведения.
навыков выразительного чтения |
Эпос, повесть, композиция, сюжет, проблематика, Образ
героя. Портрет. Развитие образа. Изобразительно-выразительные средства. |
Беседа, работа с текстом, выписывание, Сообщения по
индивидуальным заданиям. Исследование композиционного построения
произведения. Текстуальный анализ |
Иллюстрации П.П.Соколова к роману «Капитанская дочка».
Толковый словарь Даля. |
Выписать примеры речевой характеристики Пугачева.
Сравнить портрет героя в главах VI- XII и П.Индивидуальные задания. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
15 |
|
«Русский
бунт» в изображении Пушкина. Гринев и Пугачев |
Сформировать понятие о русском бунте в изображении А.С.Пушкина.
Сформировать понятие о взаимоотношении Гринева и Пугачева как основы
выражения авторской идеи; понятие о своеобразии авторской позиции в
отношении к Пугачеву и «русскому бунту». Сформировать понятие об
изображение мира народа в романе Продолжить формирование понятия об
особенностях пушкинской прозы.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения. |
Повесть.
Эпос. Отражение авторского мнения в произведении. Сюжет, экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, эпилог, герой-рассказчик. Идея
произведения. |
Работа с
эпизодом. Пересказ. Исследование композиционного построения
произведения. Сравнительная характеристика героев с использованием цитат
из текста. |
К/ф
«Капитанская дочка». Иллюстрации С.Герасимова к роману. |
Индивидуальные Задания. Образ Екатерины II в произведениях Г.Р.Державина
«Фелица». М.Цветаевой. Перечитать главы II и XIV , сравнить сцену первой
встречи Гринева и Пугачева со сценой встречи Маши и Екатерины
II |
16 |
|
Пугачев и
Екатерина II
Проблема чести и долга,
милости и милосердия в романе. |
Сформировать понятие о проблеме чести и долга,
милости и милосердия, рассмотренных в романе. Сопоставить ключевые
образы произведения - Пугачева и
Екатерины II
как правителей двух враждебных миров, их роль в судьбе
Маши и Гринева;
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими терминами.
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Идея,
композиция произведения, его
проблематика, авторская
позиция, повесть, образ. |
Беседа,
чтение и комментарий
фрагментов глав ХIII-ХIV.
Исследование композиционного построения
произведения. Текстуальный
Анализ. |
Портрет
Екатерины II и Пугачева.
Исторические документы.
Толковый словарь Даля. |
Выписать
в 2 столбика эпиграфы из романа,
характеризующие дворянский «мир» и мир
народный. Определить в
романе героев, имеющих
реальных исторических
прототипов, перечислить
вымышленных героев. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
17 |
|
Роль
эпиграфов в романе «Капитанская дочка».
Позиция автора и рассказчика в романе. Правда и художественный
вымысел. |
Продолжить формирование понятия о роли эпиграфов в раскрытии идейного
замысла произведения, их значения в композиционном строении романа.
Продолжить формирование понятия о позиции автора и рассказчика; роли и
значении исторической правды и художественного
вымысла
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков
работы с литературоведческими терминами. |
Эпиграф,
историческая правда и
художественный вымысел.
Изобразительно-выразительные средства.
Повесть, сюжет, композиция,
герой-рассказчик.
|
Беседа,
сравнительная характеристика,
монологический ответ. Исследование
композиционного построения
произведения. Словарная работа. |
Толковый
словарь Даля
К/ф «Капитанская
дочка». Иллюстрации
С.Герасимова к Роману |
Выделить
особенности пушкинской прозы, пересказ от имени одного из героев. |
18 |
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Точность и лаконизм пушкинской прозы. |
Продолжить формирование понятия об особенностях пушкинской прозы.
Подготовка к написанию сочинения. Навыки творческого пересказа.
Развивать устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка
выражать свое отношение к прочитанному.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; навыков
работы с литературоведческими терминами. Продолжить формирование
навыков лингвистического анализа текста. |
Особенности прозы, повесть, роман, эпиграф. Изобразительно-выразительные
средства. Образы героев эпического произведения, композиция.
|
Беседа,
монологический ответ, пересказ. Исследование композиционного построения
произведения. Лингво- стилистический анализ. Эвристическая беседа.
Краткий пересказ |
Толковый
словарь Даля. К/ф «Капитанская дочка». Иллюстрации С.Герасимова к
роману. Текст |
Подготовится к написанию сочинения, составить план. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (ЛИТЕРАТУРА)
IIчетверть:
всего по программе -15 час, Р.р. – 4 час. Р.к. – 2 час.
№
п/п |
дата |
Название раздела Тема урока (кург чтения) |
Цель урока |
Основные теоретико- литературные понятия |
Виды деятельности учащихся |
Культурно- экологический аспект |
Отслеживание уровня обученности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
19
20 |
|
Р.р.
Сочинение-рассуждение на литературную тему по роману А.С.Пушкина
«Капитанская дочка». -«Белогорская крепость в жизни гринева» «Гринев в
Белогорской крепости» |
Развивать
устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое
отношение к прочитанному. Продолжить формирование понятия об
особенностях пушкинской прозы. |
Тема,
идея, композиция письменного высказывания. Изобразительно-выразительные
средства. |
Обобщающая беседа по тексту произведения; составление плана сочинения |
Иллюстрации С.Герасимова к роману. Текст романа. |
Сочинение.
|
21 |
|
Р.к.
Идейно-историческая близость казачьей песни «Пугачев пойман» и романа
«Капитанская дочка». Интерес поэта к личности Пугачева к казачьему
фольклору. Отражение красоты донской природы, в
творчестве А.С.Пушкина и произведениях донского фольклора
|
Сформировать понятие об идейно-исторической близости казачьей песни
«Пугачев пойман» и романа «Капитанская дочка».
Продолжить формирование навыков
анализа эпического произведения; навыков работы с литературоведческими
терминами. Продолжить формирование понятия об особенностях
пушкинской прозы. Продолжить формирование навыков лингвистического
анализа текста. Продолжить формирование понятия
об отражении красоты донской природы, в творчестве А.С.Пушкина и
произведениях донского фольклора |
Тема,
идея Фольклор. Жанр УНТ, фольклор, историческая песня, изобразительно-
выразительные средства. Эпос, роман. Идея. |
Беседа,
анализ лирического произведения, Выявление роли изобразительно
выразительных средств. Исследование композиционного построения
произведения.
|
Фольклор Донского и уральского казачества.
Фотографии природы донского края
|
Глава 1-24 учебника с. 205-210 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
22 |
|
М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Мцыри».
История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа.
Композиция.
|
Продолжить формирование понятия о личности поэта, значении Кавказа в
жизни и творчестве писателя. Сформировать понятие об истории создания
поэмы, структурных особенностях произведения, роли эпиграфов в
композиционном строении поэмы и раскрытии его идейного содержания.
Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
навыков выразительного чтения. |
Тема,
идея, эпиграф, композиция, сюжет. Поэма. Творческая история Лирика,
эпос, эпиграф. Психологизм. Романтизм.
|
Сообщения
по индивидуальным заданиям, беседа, выразительное чтение. Работа с
черновыми рукописями. Работа с эпиграфом урока |
Портрет
М.Ю.Лермонтова, фотографии рисунков Кавказа Лермонтова |
Выразительное чтение, индивидуальные задания.
|
23 |
|
Образ
Мцыри в поэме. «Мцыри - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский) |
Сформировать понятие об образе Мцыри в поэме; о Мцыри как любимом идеале
М.Ю.Лермонтова. Продолжить формирование понятия о способах раскрытия
образа главного героя поэмы.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы
анализа литературного произведения. |
Образ
героя произведения, портрет, речевая характеристикаОбраз в литературе.
Романтизм. Романтический герой. Ямб. Изобразительно-выразительные
средства. |
Выразительное чтение, словарная работа. Беседа. Пересказ. Работа с
критической статьей. Групповая работа |
Портрет
М.Ю.Лермонтова, фотографии рисунков Кавказа Лермонтова. В.Г.Белинский.
критическая статья. |
Наизусть
отрывок из поэмы. Подготовится к тесту по поэме «Мцыри». Анализ
высказываний. |
24 |
|
Своеобразие поэмы «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма |
Продолжить формирование понятия об особенностях поэмы как романтического
произведения. Продолжить формирование понятия о романтизме как
художественном методе, его возникновении и особенностях.
Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
навыков выразительного чтения. |
Романтизм, пафос, патетика. Образ героя произведения, портрет, речевая
характеристика. Изобразительно-выразительные средства. Психологизм. |
Выразительное чтение отрывка поэмы наизусть. Выделение особенностей
поэмы как романтического произведения. Сопоставительный анализ, работа в
тетрадях. Тест |
Фотографии рисунков Кавказа М.Ю.Лермонтова Ираклий 1, Георгий XII. |
Подготовка к сочинению, подбор материала, выписки цитат из текста поэмы
в тетрадь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
25 |
|
Р.р.
Обучающее
сочинение по поэме «Мцыри». Мцыри - романтический герой. |
Подготовка к домашнему сочинению «Мцыри - романтический герой».
Продолжить формированию навыков по составлению плана сочинения, подборке
материала к сочинению-характеристике с опорой на текст поэмы. Проследить
эволюцию характера героя. Продолжить формирование навыка выражать свое
отношение к прочитанному. |
Характеристика. Романтизм, пафос, патетика. Образ героя произведения,
портрет, речевая характеристика. Изобразительно-выразительные средства.
Психологизм. |
Выразительное чтение цитат из текста поэмы, беседа, составление плана
характеристики Мцыри и его обсуждение, написание вступительной части
сочинения и ее обсуждение. |
Иллюстрации к поэме «Мцыри». Фотографии рисунков Кавказа М.Ю.Лермонтова.
|
Сочинение. |
26 |
|
Р.к.
Донские страницы поэтического творчества В.Бокова.
Отражение любви к родине в пейзажных зарисовках
лирических произведений В.Бокова
|
Сформировать понятие о донских страницах поэтического творчества
В.Бокова. Продолжить формирование навыка анализа лирического
произведения.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа
литературного произведения. Продолжить
формирование понятия об отражении любви к Родине в пейзажных зарисовках
лирики В.Бокова. |
Лирика,
тема, жанры лирики, идея, композиция Изобразительно-выразительные
средства.
|
Беседа,
аналитическая работа, выразительное чтение. Лингво- стилистический
анализ. Эвристическая Беседа.
|
Поэзия
донского края. Фотографии природы донского
края. |
Личность
Н.В. Гоголя, история создания комедии «Ревизор», особенности
драматического произведения. |
27 |
|
Н.В.
Гоголь «Ревизор» Гоголь - писатель- сатирик. История создания и
особенности композиции комедии «Ревизор». |
Продолжить формирование понятия о личности Н.В. Гоголя как
писателя-сатирика, понятия о драматическом произведении, истории
создания, понятия о композиционном своеобразии комедии «Ревизор».
Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. |
Драма,
комедия. Сюжет, экспозиция, ремарки, реплика, действие, явление,
завязка, кульминация, развязка. Сатира. Образ героя произведения,
речевая характеристика |
Словарная
работа, беседа по материалам учебника, сообщения по индивидуальным
заданиям, работа с текстом комедии. |
Театр.
Портрет Н.В. Гоголя. Толковый словарь Ожегова. Россия XIX века. |
1
действие комедии, статья учебника стр. 243-245 вопрос с. 181, составить
таблицу- характеристику чиновников уездного орода. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
28 |
|
Разоблачение нравственных и социальных пороков
чиновничества в комедии «Ревизор». |
Сформировать понятие о жизненной основе комедии, о разоблачении
нравственных и социальных пороков; понимание обстоятельств повлекших
чиновников к их роковой ошибке. Продолжить формирование понятия о
композиции драмы, ее основных композиционных элементах. Продолжить
формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.
Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. |
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
комедия, драма. Образ героя произведения, речевая характеристика.
Проблематика. Идея. |
Словарная
работа, беседа, выразительное чтение комедии, составление таблицы-
характеристики чиновников уездного города, просмотр к/ф, работа с
иллюстрациями к комедии, |
Театральная постановка, толковый словарь Ожегова и Даля, иллюстрации к
комедии, к/ф «Инкогнито из Петербурга». |
II-III
действия комедии, вопросы учебника, выписать ремарки определяющие
поведение городничего и Хлестакова в их разговоре, монологический ответ
на вопрос эпиграфа к уроку. |
29 |
|
Хлестаков
и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.
|
Сформировать понятие о мастерстве Гоголя в создании образа главного
героя, средствах создания образа Хлестакова. Сформировать понятие о
Хлестаковщине как социальном и нравственном явлении.
Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
Продолжить формирование навыков
выразительного чтения как основы анализа литературного произведения.
Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Комизм,
алогизм, образ героя. Драма. Ремарки, реплики в сторону. Образ героя
произведения, речевая характеристика Проблематика. Идея.
|
Выразительное тение, аналитическая беседа, составление таблицы,
работа с текстом комедии, устные ответы на вопросы учебника.
|
Иллюстрации к комедии, к/ф «Инкогнито из Петербурга».
|
IV
действие, вопросы учебника стр. 228-229 (устно).
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
30 |
|
Чиновники
на приеме у «Ревизора».
|
Сформировать понятие об основе комедийного действия драмы, Продолжить
формирование понятия о художественных особенностях произведения.
Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к
прочитанному.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа
драматического произведения. |
Комедийное действие, основа конфликта и развития действия. Образ героя
произведения, речевая характеристика. Драма. Ремарки, реплики в сторону.
Проблематика. |
Выразительное чтение комедии, работа с эпиграфом, аналитическая беседа,
работа с текстом. Исследование композиционного построения произведения.
|
Театральная постановка, толковый словарь Ожегова и Даля, иллюстрации к
комедии. к/ф «Инкогнито из Петербурга». |
V
действие, вопросы учебника, устно характеристику одного из героев
комедии.
|
31 |
|
Финал
комедии, его идейно-композиционное значение.
|
Сформировать понятие о роли финала в идейно-композиционном значении
комедии; понятие о смысле и значении эпиграфа комедии. Продолжить
формирование понятия об образной системе произведения.
Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения. |
Открытый
финал, композиция, эпиграф, внесценические образы. Проблематика. |
Сообщения, индивидуальные задания, работа с текстом комедии
самостоятельная работа. Исследование композиционного построения
произведения. |
Иллюстрации к комедии, к/ф «Инкогнито из Петербурга».
|
Подготовка к практической работе.
|
32 |
|
Практическая работа по комедии «Ревизор»
|
Проверка
знаний, систематизация и обобщение знаний учащихся развитие навыков
устного и письменного высказывания. Продолжить формирование навыка
выражать свое отношение к прочитанному.
Продолжить формирование навыков анализа
драматического произведения. |
Особенности драматического произведения, характеристика образа героя.
|
Тестовая
работа, мини-сочинение.
|
Портрет
Н.В.Гоголя, иллюстрации к комедии «Ревизор».
|
И.С.Тургенев «Ася», образ главной героини, своеобразие прозы.
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (ЛИТЕРАТУРА)
IIIчетверть:
всего по программе -20 час, Р.р. – 4 час. Р.к. – 5 час.
№
п/п |
дата |
Название раздела Тема урока (круг чтения) |
Цель урока |
Основные теоретико- литературные понятия |
Виды деятельности учащихся |
Культурно- экологический аспект |
Отслеживание уровня обученности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
33 |
|
Р.к.
Традиции древнерусского житийного жанра в жизнеописании святителя
Дмитрия Ростовского. Изображение любви к
родному краю, его природе в житии. |
Продолжить формирование понятия о жанре жития, его традициях, нашедших
отражение в жизнеописании святителя Дмитрия Ростовского.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими понятиями.
|
Жанры
древнерусской литературы, житие. Изобразительно-выразительные средства.
Образ героя произведения. |
Беседа,
выразительное чтение, определение особенностей житийного жанра в
жизнеописании святителя |
История Донской земли, история жизни Дмитрия
Ростовского. |
Биография
И.С.Тургенева, повесть «Ася», композиция произведения. |
34 |
|
И.С.Тургенев. «Ася».И .С.Тургенев: личность,
судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». Основа
сюжета |
Сформировать понятие о личности, судьбе, особенностях творчества
И.С.Тургенева. Сформировать понятие об истории создания повести, ее
автобиографическом характере. Сформировать понятие об основе сюжета
повести. Продолжить формирование навыков
анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения.
Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.
|
Эпос,
повесть, фабула, композиция. Сюжет, экспозиция, завязка, кульминация,
развязка, эпилог, герой-рассказчик. Изобразительно-выразительные
средства. Образ героя произведения, портрет, речевая характеристика
|
Работа с
эпиграфом урока, беседа, монологический ответ, словарная работа, работа
по вопросам учебника. |
К.К.Бальмонт «Тургенев - первая влюбленность», портрет писателя,
В.Боровицкая «Эпилог».
|
Проследить роль пейзажных зарисовок в повести, как они отображают
внутреннее состояние героев. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
35 |
|
Драма
рассказчика, обреченного на одиночество.
|
Сформировать понятие о драме рассказчика, обреченного на одиночество.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения. Понятие
о роли пейзажных зарисовок, как они отображают внутреннее состояние
героев. Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими
понятиями. Продолжить формирование навыков
выразительного чтения как основы анализа литературного произведения. |
Сюжет,
экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, герой-рассказчик.
Образ героя произведения, портрет, речевая характеристика.
Изобразительно-выразительные средства.
|
Повторение литературо- ведческих терминов, выразительное чтение,
аналитическая работа, краткий пересказ. Исследование композиционного
построения произведения.
|
Портрет
И.С.Тургенева, к/ф «Ася», иллюстрации к повести.
- |
Глава ХVI.пересказ
о свидании Н.Н. и Аси, последующем отъезде Аси и Гагина от лица Гагина,
Аси. Определение психологизма, в чем особенность психологизма
И.С.Тургенева
|
36 |
|
«Тайный
психологизм» И.С.Тургенева. Образ Аси как яркий пример «тургеневской»
девушки.
|
Сформировать понятие о «тайном психологизме» И.С.Тургенева, понятие
«тургеневская девушка», образ Аси, способы создания образа героини.
Обучение творческому пересказу. Продолжить формирование навыков
лингвистического анализа текста. |
Психологизм, образ, эпизод, сюжет, композиция.
Изобразительно-выразительные средства. |
Пересказ,
аналитическая беседа, повторение литературоведческих терминов,
выразительное чтение.
|
к/ф
«Ася», иллюстрации к повести И.С.Тургенева «Ася».
|
Монологический ответ характеристика образа Аси, Н.Н.Гагина. Выписки для
ответа.
|
37 |
|
Р.р.
Повесть
И.С.Тургенева «Ася». Нарушая правила игры. Подготовка к написанию
сочинения «Образ тургеневской девушки» в повести «Ася».
|
Продолжить формирование понятия об образах главных героев повести,
систематизация и углубление знаний об образе главной героини, навыки
анализа эпического произведения. Подготовка к написанию сочинения.
Навыки письменного высказывания, монологического ответа. |
Образы
героев эпического произведения, композиция, идея.
Изобразительно-выразительные средства.
|
Творческий пересказ, монологический ответ, работа с текстом эпического
произведения, эвристическая беседа, составление плана-характеристики
|
к/ф
«Ася», и ллюстрации к повести И.С.Тургенева «Ася». портрет И.С.Тургенева |
Сочинение, личность Л.Н.Толстого, рассказ «После бала».
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
38 |
|
Л.Н.Толстой «После бала». Протест против насилия в жизни и творчестве
Л.Н.Толстого. История создания рассказа «После бала». Нравственная
проблематика произведения.
|
Продолжить формирование понятия о личности Л.Н.Толстого, его взглядах;
Сформировать понятие об истории создания рассказа «После бала»; Понятие
о нравственной проблематике Произведения.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа
литературного произведения.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими понятиями. Продолжить
формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Эпос,
рассказ. Проблематика, сюжет, композиция. Изобразительно-выразительные
средства. Психологизм. «Диалектика души».
|
Сообщения
по индивидуальным заданиям, беседа, выразительное чтение. Словарная
работа. Краткий пересказ
|
«Николай
Палкин» КрамскойИ.Н., РепинИ.Е., ЧайковскийП.И., Римский- КорсаковН.А.
|
Сравнить сцену бала и сцену экзекуции (составить
план-таблицу). Как проблемы любви - к человеку, ко всему миру - диктуют
сюжет и построение, композицию рассказа.
|
39 |
|
Сюжет и
композиция рассказа «После бала». Контраст как основное средство
построения рассказа. |
Сформировать понятие о своеобразии сюжета и композиции рассказа;
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения; понятие
о контрасте как основном средстве построения рассказа. Продолжить
формирование навыков лингвистического анализа текста.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа
литературного произведения. Продолжить
формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Сюжет,
композиция, контраст, способы выражения контраста, антитеза.
Изобразительно-выразительные средства. Образ героя произведения,
портрет, речевая характеристика. |
Выразительное чтение, аналитическая беседа, текстуальный анализ,
составление плана двух ключевых сцен рассказа, словарная работа,
лингвистический анализ текста.
|
Портрет
Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «После бала», толковый словарь
Ожегова. |
Составить словарь героя: 1-й вариант - Варенька, 2-й -
полковника, 3-й - Ивана Васильевича; доказать, что начало и заключение
рассказа проблематичны . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
40 |
|
Образы
главных героев произведения - Ивана Васильевича и полковника. Образ
автора. Современное звучание произведения. |
Продолжить формирование понятия об образах главных героев рассказа,
понятие об образе автора. Продолжить формирование навыков определения
художественных средств создания образов, Продолжить формирование понятия
о нравственной философии Толстого, современном звучании произведения.
Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. |
Эпос,
рассказ. Образ героя, образ автора, изобразительно- выразительные
средства, пафос, проблематика. |
Характеристика образов главных героев произведения, текстуальный анализ,
эвристическая беседа, выразительное чтение. Исследование композиционного
построения произведения. |
Портрет
Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «После бала», толковый словарь
Ожегова. |
Подготовиться к написанию сочинения по произведению «После бала»,
выписки из текста. |
41 |
|
Р.р.
Сочинение- рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». «Утро
изменившее жизнь»; Полковник на балу и после бала»; «Нравственно-
философское звучание рассказа». |
Развивать
устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое
отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыков работы с
литературоведческими понятиями. |
Тема,
идея, композиция письменного высказывания.
|
Составление плана письменного высказывания, обобщающая беседа по тексту
произведения. |
Портрет
Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «После бала». |
Л.Н.Толстой «Метель». Сочинение |
42 |
|
Р.к.
Л.Н.Толстой «Метель». Донские впечатления писателя, отразившиеся в
рассказе. Изображение донской природы в
рассказе |
Сформировать понятие о донских впечатлениях писателя, отразившихся в
рассказе, продолжить формирование понятия о личности Л.Н.Толстого,
навыков выразительного чтения эпического произведения; Провести тестовый
контроль ЗУН по произведениям Л.Н.Толстого.
Сформировать понятие о красоте и необычности донской природы, ее
климатических условиях. |
Эпос,
повесть, эпиграф. Сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог, герой-рассказчик. История создания, изобразительно-
выразительные средства. |
Выразительное чтение, аналитическая работа, монологический ответ,
аналитическая беседа, тестовая работа. Словарная работа. Исследование
композиционного построения произведения. |
Портрет
Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказу «Метель», изображения
Севастопольского сражения. Фотографии зимней
природы донской земли. |
Личность
В.Г.Короленко, «Парадокс». |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
43 |
|
В.Г.Короленко: личность, жизнь и судьба. Рассказ «Парадокс» сюжет
произведения. |
Сформировать понятие о личности В.Г.Короленко, его жизненном пути;
Сформировать понятие о сюжетной линии рассказа «Парадокс», истории его
создания. Продолжить формирование понятия о проблематике прозаического
произведения. Продолжить
формирование навыков выразительного чтения как основы анализа
литературного произведения. Продолжить формирование навыков
лингвистического анализа текста. |
Эпос,
рассказ. Сюжетная линия произведения, история создания, проблематика,
афоризм. Сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
герой-рассказчик. Образы героев эпического произведения.
Изобразительно-выразительные средства. |
Сообщения
о личности В.Г.Короленко, выразительное чтение, работа с эпиграфом
урока, аналитическая беседа. Краткий пересказ. Эвристическая беседа. |
Россия
конца XIX начала ХХ веков, портрет В.Г.Короленко. |
Групповые
задания по тексту произведения, вопросы учебника. |
44 |
|
«Парадокс»: нравственный смысл, проблематика, композиция, система
художественных образов. |
Продолжить формирование понятия о нравственном смысле, проблематике и
художественном своеобразии рассказа, понятие об особенностях
композиционного построения и системе художественных образов
произведения. Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к
прочитанному. Продолжить
формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с
литературоведческими терминами. |
Проблематика, художественное своеобразие, изобразительно- выразительные
средства, композиция, система образов, афоризм. Образ героя
произведения, портрет, речевая характеристика |
Эвристическая беседа, выразительное чтение, аналитическая работа с
текстом, групповые задания. Исследование композиционного построения
произведения. |
Портрет
В.Г.Короленко, иллюстрации к рассказу «Парадокс». |
Вопросы
учебника. |
45 |
|
Р.р.
Развернутый ответ на вопрос «Для чего, собственно, создан человек?». |
Развивать
устную и письменную речь, умение вести спор на философские темы. |
Композиционное строение высказывания.
|
Монологический ответ. Цитирование.
|
Портрет
В.Г.Короленко. Фотографии природы донской земли. |
Рассказ
«огоньки». Что объединяет рассказы писателя? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
46 |
|
Р.к.
Служба В.Г.Короленко в донской пароходной компании. «Огоньки»- светлый
пафос рассказа. Отображение красоты донской
природы в рассказе |
Продолжить формирование понятия о личности В.Г.Короленко, понятие о
художественной структуре произведения, своеобразии жанра рассказа.
Продолжить формирование понятия об отражении красоты донской природы в
пейзажных зарисовках. Продолжить
формирование навыков анализа драматического произведения.
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста.
Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями. |
Эпос,
лирика. Жанр стихотворения в прозе, композиция, изобразительно-
выразительные средства. Пафос |
Выразительное чтение, аналитическая беседа, текстуальный анализ, лингво-
стилистический анализ. Работа с эпиграфом урока |
Портрет
В.Г.Короленко. Фотографии природы донской земли. |
Подготовить выразительное чтение стихотворений и рассказов русских
писателей о родной природе. |
47 |
|
Стихотворения и рассказы русских писателей о родной природе.
Отражение любви к родной природе в произведениях. |
Продолжить формирование понятия об отражении любви к родной природе в
произведениях русских писателей. Продолжить формирование навыков анализа
художественного произведения. Продолжить формирование навыка выражать
свое отношение к прочитанному. |
Лирика,
проза, изобразительно- выразительные средства, композиция, жанр.
Композиция. |
Выразительное чтение, аналитическая беседа, текстуальный анализ, лингво-
стилистический анализ. |
Фотографии природы донской земли. |
Наизусть.
Личность В.Закруткина, «Матерь человеческая» |
48 |
|
Р.к.
В.Закруткин «Матерь человеческая». Особенности сюжета. |
Сформировать понятие о личности В.Закруткина. Сформировать понятие об
особенностях сюжета произведения В.Закруткина «Матерь человеческая».
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Сюжет,
композиция, изобразительно- выразительные средства. Образы героев
эпического произведения, |
Выразительное чтение, аналитическая беседа, текстуальный анализ, лингво-
стилистический анализ. |
Портрет
В.Закруткина. Фотографии природы донской земли. |
Личность
М.Горького, «Песня о Соколе», идейное своеобразие произведения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Литература XX века |
49 |
|
Ранний
М.Горький. «Песня о Соколе» как яркий пример героико-романтических
произведений писателя.
|
Продолжить формирование понятия о «романтизме» как литературном
направлении, о причинах появления и своеобразии героико-романтических
произведений раннего Горького. Сформировать понятие о «Песне о Соколе»
как ярком примере героико-романтических произведений писателя.
Продолжить формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному.
Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями.
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Романтизм, жанр, композиция, обрамление, олицетворение. Образ героя
произведения, портрет, речевая характеристика. Аллегория, афоризм.
Изобразительно-выразительные средства. |
Беседа,
монологический ответ, выразительное чтение. Исследование композиционного
построения произведения.
|
Портрет
М.Горького, Россия начала XX века.
|
Составить
мотивированный рассказ о Соколе и Уже (жизненные принципы, речь,
поступки), подкрепленный примерами из текста. Наизусть. |
50 |
|
«Песня о
Соколе»: проблемы счастья и смысла жизни. Образы Сокола и Ужа.
Художественное своеобразие произведения. Роль пейзажа. |
Сформировать понятие об истинном счастье и смысле жизни в понимании
М.Горького, проанализировать, их в сравнении. Продолжить формирование
понятия об образах главных героев произведения, понятие художественной
специфики произведения. Проследить эволюцию образа Сокола в редакции
1895 и 1899 годов. Продолжить
формирование навыков анализа эпического произведения; навыков работы с
литературоведческими терминами. |
УНТ,
романтизм, жанр, образы, аллегория, афоризм, патетика, пейзаж.
Изобразительно-выразительные средства. Проблематика. |
Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа, текстуальный
анализ, лингво- стилистический анализ. |
Б . В
.Михайловск ий, Е.Б.Тагера, иллюстрации к произведению «Песня о Соколе». |
Рассказ
М.Горького «Ма- аленькая!..». В чем идейно- композиционное своеобразие
произведения? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
51 |
|
«Обыкновенный героизм» в рассказе М.Горького «Ма-аленькая!..». Иное
решение проблемы смысла жизни. |
Сформировать понятие о стремлении Горького к героическому, светлому в
жизни, выразившееся в его ранних реалистических рассказах; понятие об
основной нравственной проблематике произведений. Продолжить формирование
понятия о сущности нарисованных характеров, о средствах художественной
выразительности рассказа «Ма-аленькая». Сформировать понятие об ином
решении проблемы смысла жизни в рассказе. Продолжить формирование
навыков лингвистического анализа текста.
Продолжить формирование навыков выразительного чтения как основы анализа
литературного произведения. |
Ретроспективная композиция, ремарка, проблематика. Проблематика, сюжет,
рассказ. Образ героя произведения, портрет, речевая характеристика
Изобразительно-выразительные средства.
- |
Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа, текстуальный
анализ, лингво- стилистический анализ. |
Портрет
М.Горького.
|
Подготовить выразительное чтение рассказа «Челкаш». Вопросы учебника. |
52 |
|
Ростовские впечатления М.Горького о жизни городских низов и обитателей
порта, связь с ними рассказа «Челкаш».
Особенности изображения природы, ее значение в композиционном построении
романтического произведения
|
Продолжить формирование понятия о личности М.Горького, донских страницах
его жизни, как они отобразились в творчестве писателя. Продолжить
формирование понятия о особенностях изображения природы, ее значение
в композиционном построении романтического произведения. Продолжить
формирование навыка выражать свое отношение к прочитанному. |
Эпос,
рассказ, сюжет, композиция. Образ героя произведения, портрет, речевая
характеристика. Изобразительно-выразительные средства. Романтизм,
реализм. |
Выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа, текстуальный
анализ, лингво-стилистический анализ.
|
Портрет
М.Горького. изображение природы в композиционном построении
романтического произведения. Фотографии природы
донской земли.
|
Личность
А.Т.Твардовско История создания поэмы «Василий Теркин» |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (8 КЛАСС)
IV
четверть: всего по программе
-16 час. Р.р. -4 час. Р.к-5 час.
№
п/п |
дата |
Название раздела Тема урока (кург чтения) |
Цель урока |
Основные теоретико- литературные понятия |
Виды деятельности учащихся |
Культурно- экологический аспект |
Отслеживание уровня обученности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
53 |
|
А.Т.Твардовский. «Василий Теркин» А.Т.Твардовский - поэт и
гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-
художественное своеобразие поэмы. |
Сформировать понятие о личности писателя; понятие об истории создания
поэмы, ее идейно-художественном своеобразии. Сформировать понятие о
жанровом новаторстве произведения. Продолжить
формирование навыков анализа лирического произведения; навыков
выразительного чтения. Продолжить формирование навыков
лингвистического анализа текста. |
Публицистика, поэма, героическая поэма, рефрен, образ автора. Образ
героя произведения, портрет, речевая характеристика
Изобразительно-выразительные средства. сюжет, экспозиция, завязка,
кульминация, развязка, эпилог, герой-рассказчик. |
Составление цитатного плана по статье учебника, работа с черновыми
рукописями поэмы, выразительное чтение, текстуальный анализ. |
Великая
Отечественная война. Журнал «Новый мир». Портрет А.Т.Твардовского,
иллюстрации к поэме «Василий Теркин». |
Монологический ответ по истории создания произведения, отрывок поэмы
наизусть. Вопросы: учебника. |
54 |
|
Автор и
его герой в поэме «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме.
|
Сформировать понятие о сочетании героики и юмора в поэме. Продолжить
формирование понятия о роли автора в произведении. Сформировать понятие
о сходстве и различии между автором и его героем; понятие об образе
Василия Теркина, средствах его создания
Продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;
навыков выразительного чтения.. |
Лироэпический жанр, лирические отступления, героика, юмор. образ автора,
образ героя. Изобразительно-выразительные средства.
|
Работа
над эпиграфом, выразительное чтение наизусть, аналитическая беседа,
словарная работа, работа с черновыми рукописями поэмы, текстуальный
анализ. |
Портрет
А.Т.Твардовского, иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Великая
Отечественная война. |
Характеристика образа главного героя, выписки и текста, подготовиться к
сочинению. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
55 |
|
Р.р.
Сочинение-рассуждение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
«Теркин - кто же он такой...» |
Развивать
устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое
отношение к прочитанному, навыка составления характеристики героя. |
Тема,
идея, композиция письменного высказывания.
|
Составление плана письменного высказывания, обобщающая беседа по тексту
произведения, написание сочинения. |
Портрет
А.Т.Твардовского, иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Великая
Отечественная война. |
Сочинение
- рассуждение. |
56 |
|
Р.к.
Военная тема в стихах и прозе донских писателей и поэтов. (В.Закруткин,
В.Долинский). Отражение душевного состояния
лирического героя в пейзажных зарисовках |
Сформировать понятие о военной теме в творчестве донских писателей и
поэтов. Продолжить
формирование навыков анализа художественного произведения; навыков
выразительного чтения. Продолжить
формирование навыков лингвистического анализа текста. Продолжить
формирование навыков работы с литературоведческими понятиями. |
Лирика.
Сюжет композиция, изобразительно- выразительные средства, тема
произведения. Лирический герой. |
Беседа,
сообщения учащихся, выразительное чтение, работа с черновыми рукописями. |
ВОВ,
история оккупации ростовской области. Единство природы и человека в
произведениях донских поэтов. Фотографии природы донской земли. |
Личность
А.Грина, рассказ «Зеленая лампа». Наизусть. |
57 |
|
А.Грин.
«Зеленая лампа». История создания рассказа, его композиционное
своеобразие. Формы выражения авторской позиции. |
Сформировать понятие о личности А.Грина; понятие о истории создания
произведения. Сформировать понятие о композиционном своеобразии
рассказа; понятие о способах выражения авторской позиции.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения,
навыков лингвистического анализа текста. |
Эпос.
История создания, композиция, позиция автора.
Изобразительно-выразительные средства. Образ героя произведения,
портрет, речевая характеристика. |
Монологический ответ, выразительное чтение, текстуальный анализ,
эвристическая беседа. |
Портрет
А.Грина. |
К.Г.Паустовский. рассказ «Телеграмма», композиционное построение
произведения. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
58 |
|
К.Г.Паустовский - романтик и гуманист. Рассказ «Телеграмма»:
нравственная проблематика и глубокий гуманистический смысл. Образы
Катерины Петровны и Насти, художественные способы создания образов. |
Сформировать понятие о
личности К.Г.Паустовского; понимание нравственной проблематики и
гуманистического смысла рассказа; понятие о способах создания
художественных образов в произведении.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими понятиями. |
Проблематика, образ, контраст, пейзаж, интерьер, художественная деталь,
изобразительно- выразительные средства. Образ героя произведения,
портрет, речевая характеристика. |
Монологический ответ, выразительное чтение, текстуальный анализ,
эвристическая беседа, словарная работа. |
Репродукции портретов К.Г.Паустовского, толковый словарь. Л.П.Кременцова.
А.Ф.Измайлов. |
Прочитать
главу «Зарубки на память» из повести Паустовского «Золотая роза».
Сопоставить. Подобрать стихи о матери. |
59 |
|
Р.р.
Сочинение - рассуждение «Художественные образы
рассказа «Телеграмма». «Образ матери в рассказе»
|
Развивать
устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка выражать свое
отношение к прочитанному, навыка составления характеристики героя.
Продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
навыков работы с литературоведческими понятиями. |
Тема,
идея, композиция письменного высказывания.
|
Составление плана письменного высказывания, обобщающая беседа по тексту
произведения, написание сочинения. |
Репродукции портретов К.Г.Паустовского, толковый словарь. |
В.Астафьев личность писателя. «Фотография, на которой меня нет». |
60 |
|
В.П.Астафьев: личность и судьба. Автобиографическое начало в
произведениях Астафьева. Цикл «последний поклон». Сюжет рассказа
«Фотография, на которой меня нет». Художественные средства создания
образов произведения. |
Сформировать понятие о личности Астафьева, об автобиографическом начале
произведений; понятие о цикле произведений, о сюжете рассказа, о
художественных средствах создания образов произведения. Продолжить
формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Автобиографизм, сюжет, образ. деталь, интерьер. Цикл. Художественные
средства создания образов произведения. Образ героя произведения,
портрет, речевая характеристика |
Монологический ответ, словарная работа, беседа, краткий пересказ. |
Фотографии В.П.Астафьева. |
Характеристика образа бабушки Екатерины Петровны и учителя;
выписки. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
61 |
|
Образы
учителя и бабушки в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Речь как
важное средство характеристики литературного героя. Роль художественной
детали. Нравственный смысл рассказа. |
Продолжить формирование понятия об образах рассказа, художественных
средствах их создания; понятие о нравственном смысле произведения. Продолжить формирование навыков
выразительного чтения как основы анализа литературного произведения. |
Сюжет,
образ героя произведения, портрет, речевая характеристика, деталь,
интерьер проблематика, нравственный смысл. Изобразительно-выразительные
средства. |
Монологический ответ, словарная работа, аналитическая беседа, пересказ. |
Фотографии В.П.Астафьева. |
Мини-сочинение на одну из тем: Полюбившийся мне герой рассказа;
Художественные средства создания образа в рассказе. |
62
|
|
Н.М.Рубцов. «Незаурядный русский лирик» Н.М.Рубцов. Судьба поэта
-«поэтический подвиг» (В.В.Кожинов) Лирика Рубцова. Самобытность,
художественное своеобразие поэзии. Стихотворения «Видения на холме»,
«Звезда полей», «Журавли», «Во время грозы», «Русский огонек» |
Сформировать понятие о
личности Н.М.Рубцова, его творчестве. Сформировать понятие об
отношении литературных критиков к творчеству поэта на примере
высказываний В.В.Кожинова. Продолжить
формирование понятия о самобытном характере лирики поэта, ее
своеобразии; Продолжить формирование навыков
анализа лирического произведения; навыков выразительного чтения.
Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текста. |
Темы
творчества, лирика, изобразительно- выразительные средства. Лирический
герой. |
Монологический ответ, беседа, выразительное чтение, работа со статьей
учебника. Аналитическая беседа, выразительное чтение наизусть |
Фотодокументы, фотография памятника Рубцову в г. Тотьме работы
скульптора В.М.Клыкова. Репродукции с картин И.Левитана «Над
вечным покоем», «Вечерний звон»; «Букет» на стихи Рубцова. |
Подобрать стих! Н.Рубцова На разные темы анализ одного и
них, наизусть. Эссе на тему «Русская природа; глазами поэта Рубцова и I
художника Левитана». |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА |
63 |
|
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». експировский вопрос. Источник сюжета
трагедии «Ромео и Джульетта». Конфликт |
Сформировать понятие о личности У.Шекспира, понятие о «шекспировском
вопросе»,загадках личности и творчества. Продолжить формирование понятия
о драме и драматическом произведении; сформировать понятие об источнике
сюжета произведения; об основном конфликте трагедии «Ромео и Джульетта»
Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
Продолжить формирование навыков работы с литературоведческими понятиями. |
Драма,
жанры драматических произведений. Композиция, ремарки, афиша, диалог.
Образ героя произведения, речевая характеристика. Конфликт. |
Беседа по
вопросам, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа. |
Портрет
У.Шекспира, к/ф «Ромео и Джульетта», Прокофьев, музыка из балета. Англия
времен царствования королевы Елизаветы. |
Сопоставить переводы трагедии «Ромео и Джульетта», сцены по выбору
Инсценировка сцены из произведения. |
64
65 |
|
Р.р.
У.Шекспир Сочинение-рассуждение
«Цена мира между семьями Монтекки и Капулетти» |
Продолжить формирование понятия о драме и драматическом произведении.
Развивать устную и письменную речь. Продолжить формирование навыка
выражать свое отношение к прочитанному. Продолжить формирование навыка
выражать свое отношение к прочитанному. |
Драма,
жанры драматических произведений. Композиция, ремарки, афиша, диалог. |
Сравнение
двух текстов, текстуальный анализ. Инсценирование. Монологический ответ,
выразительное чтение, эвристическая беседа, тест. |
Портрет
У.Шекспира, к/ф «Ромео и Джульетта», Прокофьев, музыка из балета. Англия
времен царствования королевы Елизаветы. |
Тест.
Монологический ответ:-личность М.Сервантес де Сааведра. -Испания на
рубеже веков. «Дон Кихот». |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
66 |
|
М.Сервантес де Сааведра. «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой. |
Сформировать понятие оличности писателя. Сформировать понятие об
истории создания романа; сформировать понятие о герое
произведения; понятие о проблематике романа «Дон Кихот». Сформировать
понятие о романе
«Дон Кихот» как вечной книге. Сформировать понятие об образе главного
героя произведения. |
История
создания, образ героя, композиция, сюжет, прототип, проблематика. Образ
героя произведения, портрет, речевая характеристика.
Изобразительно-выразительные средства |
Эвристическая беседа, выразительное чтение, аналитическая работа с
текстом, групповые задания. |
Испания
на рубеже веков. Портрет М.Сервантеса де Сааведра. Иллюстрации к роману
Доре, Домье, Кукрыниксы;Глинка «Дон Кихот». |
Личность
А.деСент-Экзюпери .«Маленький принц». |
67 |
|
А.де
Сент-Экзюпери. Поэт, мыслитель, пилот. |
Сформировать понятие о личности писателя, его взглядах; понятие об
истории создания произведения. Сформировать понятие о философской сказке
А.де Сент-Экзюпери. Продолжить формирование понятия об авторской сказке,
ее отличиях от народных сказок. Сформировать понятие об отображении
взглядов писателя в произведении. |
История
создания, философская сказка, народная сказка, автор. Образ героя
произведения, портрет, речевая характеристика
Изобразительно-выразительные средства. |
Выразительное чтение, аналитическая работа, монологический ответ,
аналитическая беседа, работа с эпиграфом урока. |
Портрет
А.де Сент-Экзюпери. ВОВ. Иллюстрации к «маленькому принцу» |
«Маленький принц»- особенности композиционного построения. |
|