График
подготовки
будущих первоклассников МОУ СОШ №15
№п/п |
Название месяца |
Число
месяца |
1. |
ноябрь |
21, 28 |
2. |
декабрь |
5,12,19 |
3. |
январь |
16,23,30 |
4. |
февраль |
6,13,20,27 |
5. |
март |
13,20,27 |
6. |
апрель |
3,10,17,24 |
7. |
май |
15,22 |
|
|
Причины неуспеваемости первоклассников
У первоклассника еще не настолько развита саморегуляция,
чтобы он мог целенаправленно осуществлять учебную деятельность в течение
нескольких часов подряд. Традиционное обучение - в основном, методами сообщения
и показа - требует от ребенка таких учебных действий, которые внешне выглядят
как пассивные: слушание, чтение, наблюдение.
Однако эта внешняя пассивность обманчива: на самом деле для
успешного усвоения учебного материала она должна сопровождаться высокой
внутренней активностью, мобилизацией всех ресурсов ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ.
Недостаточность этих ресурсов - первая психологическая причина неуспеваемости.
Итак: первая психологическая причина неуспеваемости
- НЕДОСТАТОЧНОСТЬ РЕСУРСОВ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ.
Вторая причина - несформированные у ребенка умения
самостоятельно управлять своей умственной деятельностью, то есть использовать
свои ресурсы: сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание),
целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная память),
сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых знаний
Итак: вторая психологическая причина неуспеваемости
-НЕУМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕСУРСАМИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ.
Третий психологический фактор неуспеваемости -
недостаточность или нарушения мотивации. Любая деятельность, в том числе и
учебная, должна чем-то побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не
осуществляется.
Итак: третья психологическая причина неуспеваемости
- ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МОТИВАЦИИ
Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и
внешними. Внутренние мотивы - это любознательность, интерес, стремление понять
окружающий мир, увлеченность самим процессом познания.
В основе внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в
умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности ИЗНАЧАЛЬНО
ПРИСУТСТВУЮТ В ПСИХИКЕ КАЖДОГО РЕБЕНКА, хотя их интенсивность может сильно
различаться у отдельных детей. Иногда она бывает настолько низкой, что сами по
себе внутренние мотивы не могут обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда
взрослые используют специальные педагогические приемы, которые в психологии
обозначают как "внешние мотивы", а именно: наказания и награды, угрозы и
требования, соревнование и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия,
разъяснение о будущих благах и пользе и т. д. Общим во всех этих приемах
является то, что знание перестает быть ЦЕЛЬЮ, а становится СРЕДСТВОМ - избежать
наказания, получить награду, удовлетворить честолюбие...
Советы
родителям:
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
1.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые
ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте
ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его
возможностей.
2.
Не повышайте тревожность ребенка накануне
экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку
всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент
могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей
может эмоционально "сорваться".
3.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они
делают хорошо.
4.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем
больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
5.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто,
кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние
ребенка, связанное с переутомлением.
6.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не
допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать
занятия с отдыхом.
7.
Обеспечьте дома удобное место для занятий,
проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
8.
Обратите внимание на питание ребенка: во время
интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная
пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог,
орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
9.
Помогите детям распределить темы подготовки по
дням.
10.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к
экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно
просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно
делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал
по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные
формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным
столом, над кроватью, в столовой и т.д.
11.
Подготовьте различные варианты тестовых
заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых
заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта
форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
12.
Заранее во время тренировки по тестовым
заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего
тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если
ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
13.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку
полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
14.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить
внимание на следующее:
o
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть,
какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
o
внимательно прочитать вопрос до конца и понять
его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по
первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
o
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен,
пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
o
если не смог в течение отведенного времени
ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее
вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и
тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Памятка для родителей
Создание
благоприятной семейной атмосферы
Помните:
от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на
весь день.
Время для
ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один
– чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у
вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её.
Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь
встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты
сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в
школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
Радуйтесь
успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
Ребенок
должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье
атмосферу радости, любви и уважения.
Воспитание трудолюбия у детей в семье.
Чаще
поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы.
Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить
до конца.
Каждый
член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию
семьи.
Не
наказывайте ребенка трудом.
|