Методическая разработка

 урока литературы

по творчеству М.А. Шолохова

на тему: «Женские образы в романе  «Тихий Дон»

 

Учитель  Шевченко Марина Николаевна

 

Приложение №1

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Эпизод «Наталья у Аксиньи в Ягодном»

(кн.1, ч.3, гл. ХIХ)

Прочитайте эпизод (от слов «В воскресенье как-то...» до конца главы), обращая внимание на речь персонажей, поведение, авторские примечания.

Ответьте на вопросы:

1. С какой целью пришла Наталья к Аксинье?

2. Обратите внимание на речь Натальи, на знаки препинания в ее репликах. Как речь героини характеризует ее состояние?

3. Выпишите словосочетания, характеризующие поведение Натальи. Почему она так себя ведет?

4. Какие предложения по эмоциональной окраске преобладают в речи Аксиньи?   Почему?

5. Как ведет себя Аксинья во время разговора?

6. Как авторские комментарии объясняют поведение Аксиньи?

7. Как раскрываются характеры героинь в этом эпизоде?

 

 Тема: «Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

  Цели:

образовательная: показать своеобразие образов Аксиньи и Натальи, средства создания литературных характеров;

воспитательная: воспитывать эстетический вкус, интерес к чтению, умение сочувствовать, сопереживать;

развивающая: продолжить формирование умений определять место и роль персонажей в произведении, сравнивать поведение, характеризовать их, сравнивать поведение персонажа в рамках эпизода;

культурологическая:  совершенствовать умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, работа в парах.

Оснащение урока: текст  художественного произведения, тетради, инструкционные  карты, телевизор, видеомагнитофон, фрагменты видеофильма «Тихий Дон».

При подготовке к уроку учащимся предлагается перечитать главы романа, посвященные Аксинье и Наталье, обратить внимание на следующие эпизоды: «История Аксиньи» (кн.1, ч.1, гл. VII), «Аксинья и Пантелей Прокофьевич» (кн.1, ч.1, гл.VII), «Сватовство Натальи» (кн.1, ч.1, гл. ХV), «Наталья в доме Мелеховых» (кн.1, ч.2, гл.III), «Наталья у Аксиньи в Ягодном» (кн.1, ч.3, гл. ХIХ), «Наталья у Аксиньи» (кн.4, ч.7, гл. ХVI), «Смерть Натальи» (кн.4, ч.7, гл. ХVI), «Гибель Аксиньи» (кн.4, ч.8, гл. ХVII).

Оформление доски:

 Тема для учащихся:  Две дороги – две судьбы.

         Цели для учащихся:

Знать: средства создания литературного характера в романе «Тихий Дон».

Уметь: читать художественный текст; анализировать эпизод по плану, сравнивать персонажей, делать выводы о сходстве и различии.

 Ход урока:

I. Организация начала урока.

Учитель сообщает тему и цели урока.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

II. Актуализация знаний учащихся.

Звучит запись песни «Всколыхался, взволновался Тихий Дон».

1.      Вступительное слово учителя:

              Жизнь героев романа «Тихий Дон» разворачивается не в идиллическом мире покоя и устойчивости быта патриархальной казачьей семьи, а на фоне страшных событий «годины смерти и разврата». Непростыми оказались судьбы двух героинь романа: Аксиньи Астаховой и Натальи Мелеховой. Эти два образа являются отражением женской судьбы смутного времени. Как и главный герой, женщины должны сделать выбор. У каждой - своя дорога и своя судьба.

 2. – А теперь вспомните, какие средства создания литературного характера вы знаете?  (Портрет,  речь героев, поступки, отзывы других персонажей, предыстория, интерьер, прямая авторская характеристика, диалог и т.д.)

         III. Работа с текстом: 

                                                                      1-й этап:

-   Прочитать описание Натальи. На какие детали внешности обращает внимание автор?

-    Предполагаемый ответ: «Смелые серые глаза», «большие руки, раздавленные работой», высокие красивые ноги, сдержанная улыбка.

-   На какие детали внешности Аксиньи обращает внимание Шолохов?

Предполагаемый ответ:  «Крутая спина и налитые плечи», «бесстыдно-жадные, пухловатые губы, скупая улыбка».

            -Чем схожи эти героини?

Предполагаемый ответ:  Обе они красивые, здоровые, статные.

        - А в чем различие?

Предполагаемый ответ: Красота Натальи спокойная, сдержанная, какая-то домашняя. Аксинья же поражает чувственной красотой.

       - А теперь посмотрим,  какими увидел героинь романа режиссер художественного фильма «Тихий Дон» Герасимов.

Просмотр эпизодов фильма.

                                                                   2-й этап:

-   Какие еще средства создания женских образов в романе использует Шолохов?

Предполагаемый ответ: Предысторию, отзывы других персонажей, поступки героинь, речь, диалог.

-   Как вы думаете, для чего Шолохов рассказывает историю жизни Аксиньи?

Предполагаемый ответ: Рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее со Степаном помогают понять истоки «неистовой» поздней горькой любви к Григорию.

- Как относится к Аксинье окружающие?

Предполагаемый ответ:  Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы злорадствуют и завидуют; Степан любит, ненавидя, поначалу недолюбливает Ильинична, но потом они сближаются на почве любви к Григорию.

- А как относятся окружающие к Наталье?

Предполагаемый ответ: Она любимая дочь отца, ее больше всех любит дед Гришака, пришлась она ко двору и Мелеховым.

- А кто из них счастливее? Что есть у каждой из них, а чего нет?

Предполагаемый ответ:  У Натальи есть дом, семья, дети, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему.

 3-й этап:

 Раскрытию характеров героинь помогают также их столкновения.

- Посмотрите эпизод «Наталья у Аксиньи в Ягодном».  Какие чувства он у вас вызвал?

- А теперь обратимся к тексту художественного произведения.

Самостоятельная работа в парах с инструкционными картам (см. приложение 1).

Обсуждение задания. Учащиеся делают вывод о том, что каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера,  делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья «ведет наступление», а Наталья готова на унижение, если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь. 

4-й этап:

 Две дороги – две судьбы. Наталья и Аксинья сделали свой выбор: у каждой своя дорога, своя судьба. Какая?

Учащиеся говорят о жизни Шолоховских героинь, об их трагической гибели: всю себя отдала Григорию Аксинья, не воспользовалась даже возможностью иметь свой дом, быть матерью, убежала с возлюбленным Гришенькой и погибла от красноармейской пули; Наталья выбрала путь материнства, дом, семья, дети – стали ее судьбой, но,  убив неродившегося ребенка,  погибает сама.

- Посмотрите два фрагмента. Какие мысли  чувства возникли у вас после просмотра? Учащиеся смотрят фрагмент видеофильма: «Смерть Натальи» и «Гибель Аксиньи». После просмотра говорят о чувствах грусти, сожаления, сострадания к героиням.

 IV. Итог урока.

- Что мы узнали на уроке?

- Какие умения показали?

Домашнее задание: Мини-сочинение «Кто мне ближе: Наталья или Аксинья»?

Примечание: Выставление оценок происходит после проверки письменных работ.

 При проведении урока целесообразно использовать такие формы организации учебной деятельности, как: фронтальная беседа, самостоятельная работа в парах. Фронтальная беседа создает условия для активизации учащихся на уроке, привлечение к обсуждению литературного произведения всех, присутствующих на уроке. Робота в парах дает возможность учащимся общаться в ходе самостоятельной работы, помогая друг другу.

Важную роль при проведении урока играет дидактический раздаточный материал.  Использование инструкционных карт с вопросами к анализу эпизода (приложение 1) обеспечивает возможность учащимся не только увидеть главное в анализируемом эпизоде, но грамотно и логично построить устное или письменное высказывание на заданную тему.

Мини-плакаты по теории литературы – мобильное и практичное наглядное пособие. Они являются средством активизации учебной деятельности учащихся. Вызывая интерес,  помогают принимать активное участие в работе даже слабым учащимся. Имея возможность отвечать с опорой на наглядное пособие, учащиеся  не отстраняются от работы, а охотно принимают участие в беседе.

Связь литературы с другими видами искусства, а именно: живописью, фотографией, кино - позволяет делать уроки литературы более интересными, повысить эмоциональность восприятия художественного произведения, формировать эстетический вкус, познавательную активность.

Использование различных форм и методов обучения  способствует формированию  не только узких, но и общепредметных умений и навыков, помогает привитию устойчивого интереса к учению.     

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Результат

1. Организация  начала урока.

Сообщает тему урока, ставит цели, мотивирует необходимость изучения  данного материала.

Знакомятся с темой и целями урока, делают записи в тетрадях.

Обозначены тема и цели урока, произведена мотивация  обучения.

2. Актуализация зна-ний  учащихся.

Вводит учащихся в тему урока, проводит фронтальную беседу.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы.

Произведена актуализация знаний по теории литературы.

3. Работа с текстом.

Руководит работой учащихся.

Выполняют задания, следуя указаниям преподавателя.

 

1-й этап.

Выстраивает систему вопросов для анализа текста, корректирует ответы учащихся.

Читают текст художественного произведения, отвечают на вопросы, смотрят эпизоды из к\ф.

Вывод о схожести и различии внешности героинь произведения.

2-й этап.

Проводит фронтальную беседу, исправляет ошиб-ки в  речи учащихся, неточности в ответах.

Вспоминают содержание художественного произведения, отвечают на вопросы.

Вывод о счастье и несчастье в жизни героинь.

3-й этап.

Проводит обсуждение просмотренного эпизода, оказывает помощь при самостоятельной работе учащихся.

Смотрят эпизод из к\ф, отвечают на вопросы, самостоятельно работают в малых группах.

Вывод о характерах героинь.

4-й этап.

Слушает и корректирует ответы учащихся.

Рассказывают о судьбах героинь, смотрят эпизоды из к\ф, обсуждают просмотренные фрагменты.

Вывод о характерах и судьбах героинь.

4. Итог урока.

Организует подведение итога урока, задает и комментирует  домашнее задание.

Подводят итог урока, записывают домашнее задание.

Подведен итог урока.

 

 

 


По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу [Эл. адрес организации].
© [Название организации], 2002. Все права защищены.

 


Последнее изменение: 25.08.2010.

Сайт управляется системой uCoz